НОВОСТИ

Как учиться сегодня, чтобы попасть в успешное завтра


«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Элвин Тоффлер


Навыки успешного человека



Остро востребованы в новом мире будут те люди, кто обладает умениями, недоступными искусственному интеллекту. Предполагается, что это универсальные качества, актуальные для всех сфер деятельности, для всех профессий. Перечислим наиболее популярные их них:


Системное мышление. Это способность целостно воспринимать информацию, понимать роль каждого элемента в общей картине и их взаимосвязь, чётко позиционировать себя в мире. С навыками системного мышления работник компании способен, например, переходить из одного проекта в другой, понимая, как выполняется работа, и одинаково хорошо справляться с разными типами задач.


Управленческие навыки. Уже сегодня во многих компаниях постепенно отходят от жесткого контроля и четкой расстановки задач сверху. Каждый работник должен уметь расставлять приоритеты, принимать решения, контролировать исполнителей в рамках своего проекта и, что наиболее важно, контролировать собственное время, финансы и имеющиеся ресурсы.


Умение работать с людьми. Открытость мира привела к необходимости взаимодействовать в проектах с очень разными людьми, разными коллективами. Стало важно находить с другими общий язык и точки соприкосновения. Этот навык подразумевает и мультикультурность, клиентоориентированность и управленческие навыки – те способности, которые может развить только человек, и в которых его не заменит робот (в ближайшее время)).


Грамотность в сфере IT-процессов. Сегодня каждый человек должен уметь уверенно работать с компьютером. Но завтра этого уже будет недостаточно. Навыки программирования, а в идеале и знание основ робототехники и умных вещей – это те компетенции, которые станут обязательными во многих сферах.


Клиенториентированность. Этот аспект уже давно компании прописывают в списке требований к сотрудникам и в перечне своих конкурентных преимуществ на рынке. Способность четко и оперативно отвечать на запрос клиента и даже лучше самого клиента понимать, что именно ему нужно – тот навык который все больше определяет уровень профессионализма.


Навыки межотраслевой коммуникации. Способности, связанные с системным мышлением. Нужно понимать, как соприкасаются разные сферы для создания общего продукта. Это может быть медицина и нанотехнологии, строительство и экология, наука и искусство и т.п. Именно тут находятся прорывные технологии будущего.


Мультиязычность и мультикультурность. Знание английского языка – это обязательное условие. В идеале профессионал должен знать еще один – два языка, которые позволят ему быть специалистом на рынке нескольких стран или регионов. Кроме того, нужно понимать культурные особенности разных стран, если вы хотите попасть в интернациональную команду большой корпорации или интересного крупного проекта, вести свой бизнес с зарубежными партнерами и т.д.


Способность работать в меняющихся условиях. Нужно уметь оперативно реагировать на любые изменения, не боятся быстро принимать важные решения и эффективно распределять задачи и ресурсы. Для этого требуется прокачивать внутренние точки опоры личности, которые позволят сохранять психическую и физическую стабильность.


Творческие навыки. Это те способности, которые высоко ценятся и которые не заменит компьютер. Креативные мышление – это то, что нужно сейчас не только в творческих профессиях, но и во всех сферах. Креативность – способность создавать новое.


Экологичность. Много говорить об это нет необходимости. Мы должны оставить нашим детям здоровый мир. Поэтому любая деятельность должна рассматриваться с позиции экологии, будь то выращивание кукурузы, современное искусство или IT-технологии.


Какие современные методы обучения помогут профессионалу



Навыки, описанные выше, будут необходимы в будущем, но высоко ценятся уже сейчас. Однако, такому не учат в вузах и школах. Чтобы развить эти способности нужно учиться в университете или бизнес-школе, где упор делают на практику, где наряду даже с техническими либо медицинскими предметами учатся работать в команде, развивают лидерские качества, коммуникабельность, креативное и системное мышление.


Самое главное из новых подходов в образовании - обучение становится пожизненным. Нашим детям предстоит сменить несколько профессий на протяжении жизни. Смена профессии станет доступна в любом возрасте. Прогнозы говорят, что в будущем мы будем менять 4–6 профессий в течение жизни.


Технологии развиваются, постоянно появляется новая реальность, поэтому схема «выучился один раз на всю жизнь» больше не работает. Непрерывное обучение возобладает как образ жизни. Нас ждёт система образования, позволяющая человеку получать новые знания и навыки и управлять своим движением на жизненных и карьерных поворотах.


Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.


Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни.


Выделим несколько новых форматов образования:


1. «Смешанное обучение»
Новый формат получения знаний и опыта: лекции с преподавателем в сети, практические занятия в аудитории, онлайн-тренажеры, отработка профессиональных навыков в «виртуальной реальности» и тесты, проверяемые искусственным интеллектом (профессорам и школьным учителям больше не нужно проводить вечера за проверкой тетрадей или лабораторных работ).


2. «Обучение на практике»
Это практический подход к обучению, означающий, что учащиеся должны взаимодействовать со своей средой, чтобы адаптироваться и учиться. Востребовано всё, что глубже вовлекает учащихся в познавательную деятельность и поддерживает их активность.
 
3. «Малые прикладные компетенции»
Современные профессии базируются на большом количестве знаний, получаемых после окончания вуза или дополнительно, во время учебы в нем. Прикладные утилитарные навыки «добывают» в интернете, на курсах повышения квалификации, и уже не имеет решающего значения, на какой платформе или в каком учебном заведении те были получены. Главное, приобрести актуальное, практически применимое.


4. «STEAM»
Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM. Новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Аббревиатура STEAM расшифровывается как:

S – science,
T – technology,
E – engineering,
A – art,
M – mathematics.

Или естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. STEAM-учебный план основан на идее обучения учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.


Важной особенностью работы по данной технологии является именно коллективная работа над проектом. STEAM – позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.


Осторожно! «Мёртвые» профессии



Исчезнут 57 профессий, а появятся новые 186, говорит Атлас Новых Профессий. Создатели Атласа предполагают, что следующих профессий не будет через 10 лет:


Интеллектуальные профессии

бухгалтер
сметчик
менеджер по кредитам
статистик
стенографист/ расшифровщик
копирайтер
корректор
бильд-редактор
монтировщик декораций
библиотекарь
документовед/ архивариус
турагент
испытатель
дублер/каскадер
юрисконсульт
нотариус
банковский операционист
маклер/риэлтор
экскурсовод
аналитик
журналист
спортивный аналитик
референт
переводчик
оператор государственных услуг
логист
диагност
системный администратор

Рабочие профессии

диспетчер
штурман
провизор
билетер
вахтер
лифтер
парковщик
оператор call-центра
почтальон
с/х работник
курьер
смотритель зала в музее
машинист товарного состава
инспектор дпс
охранник
горняк
шахтер
фасовщик
варщик
бурильщик
прораб
работник транспортного терминала
швея
носильщик
бетонщик
работник химчистки
официант
тренер



Современное образование — больше не вопрос диплома на стене в кабинете. Ответственность каждого человека за собственное развитие и навыки —необходимость, а не эксклюзив для избранных. Непрерывное образование и ориентация в самых разных профессиональных сферах дает возможность человеку на любом возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать свою новую траекторию, найти себя в успешном будущем.